sibved: (Default)
sibved ([personal profile] sibved) wrote2014-11-15 03:03 pm

Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры



Думаю, еще не все знают о том, что несколько тысяч лет назад (по официальным данным) на территории Южной, Центральной и Восточной Сибири проживали народы с галогруппой R1a (данные из wiki) и относящиеся к авропеидам. Многие считают, что люди с европейскими чертами лицами, там в Сибири, появились после походов Ермака. В представлениях у большинства о местных жителях этих территорий: это тюрские и монголоидные кочевые племена, занимающиеся в те далекие времена скотоводством и ведущие собирательный образ жизни. Но это далеко не так.

Ранее я выкладывал статью Древние Культуры Сибири европеоидного антропологического типа в которой собраны лишь кратнкие, но официальные данные.


Реконструкция внешнего облика «андроновца». Казахстан II тыс. до н.э. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения.


Вся эта огромная территория в период от 4-х тыс. лет назад была заселена, как Вы увидите ниже, отнють не тюрками и монголоидами.

У европеидных культур этих территорий много названий. В основном они привязаны к названиям населенных пунктов, где были найдены захоронения, курганы и остатки поселений. Ученый мир выделяет еще вот такие культуры:

Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура бронзового века (III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Окуневская культура — южносибирская археологическая культура кочевников-скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), пришедшая на смену афанасьевской культуре. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры.

Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия.

Тагарская культура — археологическая культура бронзового века (X—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от нее широким распространением железа.

Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.

Возможно, нет разделения во времени среди этих культур, и это все одна культура с примерно одним временем существования. Ведь известно, что датируют это дело по толще культурных слоев, а к культурным слоям археологи относят все: глину, грунт, перегной. А если находят культурные артефакты, то стараются их привязать к похожим, но в другой местности и территориях, к возрасту которых уже нет вопросов. Нет у них поправок на события, которые повлекли появление глины: возможный потоп, наводнения и т.д.


Находя вот такие изделия в захоронениях – они относят его ко времени скифов, потому что эти артефакты почти идентичны со скифским золотом, кинжалами.


Салбыкский курган. Хакасия. Тагарская культура. Археологи полностью раскопали этот курган, оставив только внешнюю ограду из камней


Его современный вид


Еще сохранившиеся в хакаской степи курганы

Т.е. и по находкам и по курганам, можно найти культурную связь со скифской культурой европейской части России.

Для меня было открытием следующая информация (опять благодарность Сергею Изофатову). Оказывается, жители тагарской культуры вели активную сельскохозяйственную деятельность. Это следует из наличия каналов, которые видны и в наше время:

ТК

ТК1
Каналы Тагарской культуры Минусинской котловины


Фотография каналов в хорошем качестве (кликабельно)

Официальная информация:
Древние тагарские оросительные каналы использовались древними жителями Минусинской котловины. В VII-XIII столетиях Древнехакасское государство, основавшееся в этих местностях, являлось крайним северо-восточным оплотом цивилизации западного типа.
Многие исследователи, которым довелось посетить эти районы Хакасии, указывают на то, что помимо основного промысла (рыболовство и охота) жителей степи, велось активное земледелие при котором использовалось искусственное орошение земли. Некоторые сохранившиеся до наших дней части древних тагарских оросительных систем были обнаружены во многих районах Минусинской котловины.

И есть, на мой взгляд, ложная информация, что воины Чингисхана вытоптали все поля, превратив их в пастбища, а плотины и шлюзы разрушили. У нас любят все разрушения относить на войны и завоевания.
На основе древних оросительных каналов в 1926 году в Хакасской Республики было начато масштабное строительство оросительных систем.

Фотографии только эти. Нет ни подробной информации, ни чего-то другого, что могло бы рассказать о масштабах ирригационных систем. Но понятно, что если есть такие системы, то народы, которые населяли эти территории кочевыми быть не могли.

Источник



[identity profile] izofatov.livejournal.com 2014-11-15 08:44 am (UTC)(link)
НУ ВАЩЕ ТО ДО 1934 ГОДА ХАКАСЫ НАЗЫВАЛИСЬ --ЕНИСЕЙСКИМИ КИРГИЗЦАМИ--А ДО 18 ВЕКА ОНИ БЫЛИ КЫШТЫМАМИ ДЖУНГАР--Я ЛЕТОМ РАЗГОВАРИВАЛ СО СТАРИКАМИ ХАКАСАМИ--ОНИ ХОРОМ ПРИЗНАЮТ--МЫ К КУРГАНАМ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕМ--МЫ ПРИШЛЫЕ

[identity profile] anadoluolgy.livejournal.com 2014-11-15 01:03 pm (UTC)(link)
1. Вообще-то нет, не назывались.
2. Генетика показала, что хакасы потомки тагарцев.

[identity profile] izofatov.livejournal.com 2014-11-17 03:30 am (UTC)(link)
НУ ТО ЧТО ДРЕВНИЕ УКРЫ ЛОПАТАМИ ЧЕРНОЕ МОРЕ ВЫКОПАЛИ--Я СЛЫШАЛ---А ВОТ ЧТО ДРЕВНИЕ ХАКАСЫ ОЗЕРО ИТКУЛЬ КОПАЛИ И КАНАЛЫ--ЭТО ДЛЯ МЕНЯ НОВОСТЬ

[identity profile] anadoluolgy.livejournal.com 2014-11-17 11:04 am (UTC)(link)
Ну, Вы же не специалист :)

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 09:27 am (UTC)(link)
Благодарю! Не знал этого.

если есть такие системы

[identity profile] re22ka.livejournal.com 2014-11-15 09:01 am (UTC)(link)
Надо иметь представление о параллелях, углах, чтобы создать такую сетку. Это нельзя отнести к примитивной культуре.

Re: если есть такие системы

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 09:29 am (UTC)(link)
В том-то и речь. И попробуйте насыпать хотя бы один такой курган. Одним небольшим поселением это не сделать. И мотивация какая должна быть...

[identity profile] izofatov.livejournal.com 2014-11-15 09:06 am (UTC)(link)
Экспедиция Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории исследовала древний медный рудник на р. Сир, левом притоке р. Аскиз. Рудник относительно хорошей сохранности: чётко прослеживаются горные выработки типа шахт, огромные отвалы, состоящие из битого кварца с примазками малахита, азурита и других элементов. В отвалах найдено более 60 каменных орудий рудокопов, в числе которых молоты (диорит, диабаз) с желобчатыми поясами для привязывания к рукоятке, рудодробилки с сильно отработанными ударными площадками. Этот объект предварительно датируется временем карасукской и тагарской культур.

В долине р. Сир обследован также древний оросительный канал, протяженностью более 5 км. В районе канала найдены фрагменты глиняной посуды VII-III вв. до н.э. и VIII

[identity profile] izofatov.livejournal.com 2014-11-15 09:16 am (UTC)(link)
На протяжении многих тысяч лет основу хозяйствования жителей юго-западной части Хакасско-Минусинске и составляли охота и скотоводство. Около двух тысяч лет назад в поймах рек стало развиваться земледелие. На территории музея-заповедника найдены древние оросительные каналы, общая протяженность которых – более сорока километров. Памятники орошаемого земледелия расположены в поймах рек Сир, Аскиз, Кюг, Бейка, База.

На территории музея-заповедника выявлено пять медных и четыре железных рудников эпохи бронзы и раннего железа. Найдено также двадцать две медеплавильных и пять железоплавильных печей. Памятники горного дела и металлургии находятся у сел Улуг кичиг, Казановка, Бейка, в долине рек Кюг, Бейка, База.

Всего в музее-заповеднике на учете состоит 2163 памятника археологии. Причем в результате плановых археологических разведок, которые проводятся сотрудниками музея-заповедника в марте и октябре, каждый год выявляется 20-40 новых памятников.

(по материалам Л.В. Еремина)

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 09:34 am (UTC)(link)
Кстати, не слышно про судьбу многих десятков курганов, которые планируется снести при строительства ЖД-ветки Курагино-Кызыл. Выезжали археологи от ВУЗов, чтобы по-капать некоторые из попадающие под нож бульдозера.

[identity profile] izofatov.livejournal.com 2014-11-15 09:40 am (UTC)(link)
ВСЕ ВЕРНО--ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРЫТА ИНФОРМАЦИЯ--КАК И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАСКОПОК ПОРТ БАЖИНА

[identity profile] la-tangram.livejournal.com 2014-11-18 05:56 pm (UTC)(link)
Закон против чёрных копателей (http://www.1tv.ru/news/social/240476) вызвал протесты среди археологов-любителей: Археологи-любители требуют не считать хобби преступлением (http://provladimir.ru/news/obshestvo/arheologi-lyubiteli-trebuyut-ne-schitat-hobbi-prestupleniem?in=8833).

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-19 01:18 am (UTC)(link)
Очень многое решают через запреты. Ведь многие черные копатели (не "варвары", разрушающие курганы) так же хорошо знают историю. Это лишнее для людей. Задача отбить это желание у людей.

[identity profile] norg-norg.livejournal.com 2014-11-15 10:08 am (UTC)(link)
У меня есть толковая статья по этой теме. Научно-популярно-распиздяйская.
Прошу ознакомиться и сказать чо там не так:
http://norg-norg.livejournal.com/45090.html#comments

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 02:06 pm (UTC)(link)
Все так, указаны самые известные факты "древности" Руси. Но только маты зачем в статье?
Да, и... многочисленные у Вас читатели.

Мда.

[identity profile] traumard.livejournal.com 2014-11-15 05:05 pm (UTC)(link)
Меня тоже всегда такие статьи удивляют... Вроде, и информация интересная - но подача с матами и прочими "вольностями"... Ладно бы, на Луркоморье статья была (читаю его, да, периодически - есть такой грешок)...

А в камментах у большинства, увы, не Качество - но Количество присутствует типа "срач обыкновенный, тупой и бессмысленный"...

Re: Мда.

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 07:15 pm (UTC)(link)
Ну, да, лучше качество читателей (и их комментариев), чем их количество...

[identity profile] powerforpeople.livejournal.com 2014-11-15 11:45 am (UTC)(link)
История - такая наука, что если, сказать, например, что на Салбыкском кургане был захоронен сам Заратустра, то опровергнуть или подтвердить оперативно и основательно эту гипотезу сия наука не может.

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 02:10 pm (UTC)(link)
Да, но факт остается: кочевые племена не могли это создать. Делалось все хорошо обосновавшимися и многочисленными. И как видно - не монголоидами.

[identity profile] Андрей Ефремов (from livejournal.com) 2014-11-15 04:36 pm (UTC)(link)
В Велесовой книге говорится, что славяне пришли в Европу из Семиречья, видимо как раз из тех мест, что обозначены на карте.

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 07:11 pm (UTC)(link)
Да, но что было причиной? Что повлекло их пойти в Европу, пойти в Индию?

[identity profile] 12-natali.livejournal.com 2014-11-15 07:33 pm (UTC)(link)
резкое изменение климата, так же, как и позднее набеги гуннов, степняков, но у праславян это происходило сложнее, они же оседлые, а не кочевники. те самые арии прямо на юг по курсу из Аркаима :)

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 07:48 pm (UTC)(link)
С изменением климата соглашусь. Возможно, причиной этому и стал катаклизм. По последним данным, гунны - это объединенное войско как раз из воинов этих культур, проживающих в Сибири. В курсе до куда дошел Атилла (так его на западе называли). Степняки стали досаждать только когда территории опустели. Традиционный учебник истории мне цитировать не нужно. От-туда информацию еще сильнее фильтровать надо.

[identity profile] rechnik1.livejournal.com 2014-11-16 04:45 am (UTC)(link)
Судя по той же Велесовой книге - война с монголоидной расой, там еще говорится про племя Массагетов - "рыбоедов костобоких", которые не пошли с нами и были все уничтожены. Смотрел по ТВ передачу про раскопки в Монголии, француз какой-то раскопал могилу, там в земле была вырыта камера, перекрытая бревнами из лиственницы, в которой лежал труп женщины европейской внешности, убитой стрелами, в хорошем состоянии, поскольку в могиле был лед. Вообщем у француза была теория, что предки французов пришли во Францию из Монголии, поэтому собственно он там и копал. Что интересно, в одних захоронениях попадались люди европейской и монголоидной расы, то есть имело место смешение рас. Тот же самый Чингисхан пишут был с рыжей бородой и т.д.
Edited 2014-11-16 05:02 (UTC)

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-16 05:02 am (UTC)(link)
>>Тот же самый Чингисхан пишут был с рыжей бородой и т.д.<<
http://cs411120.vk.me/v411120963/90a6/vIz_2zd_LRI.jpg - так его турки изобразили.
http://www.youtube.com/watch?v=c449OUNEzFM - здесь же говорится, что реконструированному черепу придали черты монголоида

очень интерсно о катастрофах.

[identity profile] allegro18.livejournal.com 2014-11-15 04:40 pm (UTC)(link)
http://earth-chronicles.ru/news/2014-11-15-73372

Re: очень интерсно о катастрофах.

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-15 07:30 pm (UTC)(link)
Статья давнишняя. Вот блог автора: http://alexandrafl.livejournal.com

[identity profile] bskamalov.livejournal.com 2014-11-16 10:15 am (UTC)(link)
Европеоиды это как бы славяне, а славяне это как бы как как-его-вот-туты ?

А кто такие ФИННЫ ? Европеоиды или СИБИРОПЕОИДЫ ? В 19 веке куча описаний путешественников по Алтаю и т.д. краям где они видели ФИНСКОЕ население Алтая с той же самой ФИНСКОЙ культурой что и в ЧУВАШИИ или ФИНЛЯНДИИ. В том же 19 веке есть описания того что ЧУВАШИ знали земледелие лучше чем как-его-вот-туты.

Расселение ФИНСКИХ племен по рекам Кама-Волга всем известно. Что мешало тем же племенам жить и по рекам Сибири ? Ничего и они там жили.

Племена кочевников вполне спокойно жили вместе с ПЕРСАМИ в Средней Азии и с ФИННАМИ на Волге. Что мешало им точно так же вместе жить с ФИННАМИ Алтая, Сибири или Дальнего Востока ? Ничего.

Славяне Балкан имеют совсем другой фейс и язык и не имеют отношения к как-его-вот-тутам.

После катастрофы и изменения климата ФИНСКОЕ население Сибири сократилось. Но в 19 веке еще пользовались их наработками типа каналов между Енисеем и Обью и т.д. что позволило в кратчайшие сроки колонизировать Сибирь "нашими" Ольденбургами.

[identity profile] iv-sirin.livejournal.com 2014-11-17 08:13 pm (UTC)(link)
Есть мысль, что из хакассии народы ушли на север, под давлением турков и разошлись на запад и восток.

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-18 02:03 am (UTC)(link)
Скорее всего, славянские (европеоидные) народы жили на огромных территориях в Сибири. Перед наполнением водохранилища Богучанской ГЭС были найдены целые города (для того времени) на берегах Ангары.

[identity profile] iv-sirin.livejournal.com 2014-11-18 11:01 pm (UTC)(link)
Попробую набросать картину маслом, крупными мазками.
На всей Евразии и севере Африки жили белые. Гибридизацмя с Китайцами дала Хакасов, которые были впоследствии выдавлены гибридами китайцев и семитов на север, и разошлись по северной окраине на запад и восток. На западе стали Финнами и Венграми , на востоке Чукчами и Эскимосами. Гибриды семитов и негров ломанулись во Францию, а гибриды семитов и горных архантропов в средиземноморье в Италию и Германию. Вот с Индией вопрос пока открытый.

[identity profile] anadoluolgy.livejournal.com 2014-11-19 02:08 pm (UTC)(link)
Это мазки гавном :)

[identity profile] iv-sirin.livejournal.com 2014-11-19 04:00 pm (UTC)(link)
Странно. Что ни критик, то копрофил. Везде дерьмо мерещится.

[identity profile] bskamalov.livejournal.com 2014-11-16 11:00 am (UTC)(link)
Каналы не могут сохраняться в течении тысяч лет под постоянного присмотра-ремонта. Зарастут и сольются с местностью за сотню лет.

У меня на даче в двух сторон озеро. За 20 лет заросло кочками толщиной в полметра, где то образовались островки. На дне озера-болота слой ила в 30 и более сантиметров. Я выбираю кочки и ил на участок и очищаю озеро-болото, а заодно удобряю участок.

Кто этим занимался в Сибири ? Никто.

Так что возраст каналов преувеличен на очень много много лет. Это дела 200 летней давности и не более.

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-16 11:20 am (UTC)(link)
Согласен. Но там в тексте есть заметка, что в середине 20в. их использовали колхозы. Расчистили, возможно.

[identity profile] dzhambek.livejournal.com 2014-11-17 01:40 pm (UTC)(link)
Пензев, "Праотец Мосох". Очень хорошее исследование. Однозначно на некоторые вопросы найдёте ответ. Да, и вообще рекомендую его почитать - у этого автора самый трезвый взгляд, как мне кажется, на нашу историю. Очень широко использует в своих трудах антропологический, археологический, лингвистический материалы. В отличие от того же Степаненко, у которого вся история только на бумаге.

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-11-18 01:48 am (UTC)(link)
Благодарю! Постараюсь прочитать.

[identity profile] vaduhan-08.livejournal.com 2014-12-01 11:01 am (UTC)(link)
Да, Спасибо, я читал это все, только вылетело из головы, хакасия большая, если это там, где следы потопа, то значит это послепотопное, может каналы и делали для скорейшего очищения от засаливания, или все же курганы вне зон засаливания и котловины? Да, кстати, в оренбургских степях то же есть курганы, но не везде, не так давно 16 курганов вскрыли архиологи из Уфы и москвы, но в оренбурге была чудесная выставка - "золото сарматов" все то же самое что и на Ваших фото. Но там где соленые озера там курганов нет там ровно как стол, курганы на более возвышенной местности у Илека, вот я и подумал....вроде бы там где прошел потоп курканов быть не должно, либо они были НУ ОЧЕНЬ ВЫСОКИМИ!!!

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-12-01 11:22 am (UTC)(link)
>>или все же курганы вне зон засаливания и котловины?<<
Курганы там повсюду. Какие с менгирами по периметру, какие без. Самый большой был Салбыкский курган - полностью раскопали, оставив только эти каменные менгиры. Вот он в прошлом: http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/132287350103.jpg
Они есть и севернее. Помню отдыхал на Красноярском водохранилище, решил прогуляться по лесу. Захожу в лес, а передо мной небольшой курган с несколькими менгирами, полураскопанный.
В Туве их несчесть. Строят ЖД-ветку Курагино-Кызыл. Под бульдозер ушло их десятками. Раскопали не все.
Почему-то после написания этого появилась мысль, что все эти курганы - это бывшие земляные пирамиды, как в Китае. Но там они не были длительное время под водой, их не размывала эрозия. А здесь превратились в куполообразные насыпи.

[identity profile] vaduhan-08.livejournal.com 2014-12-01 01:16 pm (UTC)(link)
В Оренбургской области когда раскопали курганы получили богатейшие находки, очень много золота, даже в оренбурге в местном музее была удивительная выставка - два зала всякого золота типа скифского звериного стиля(очень похоже на то что вы показали). Особо меня поразил кувшин, нет даже не кувшин а большой кофейник эдакий, серебрянный, а носик и ручка припаянные, я еще тогда подумал чудны дела твои о Господи! Однако основное золото и камни увезли в уфу и в москву на реставрацию, следов я дальше не нашел! Я думаю что археология одна из самых закрытых наук, не зря же у нас за металоискатель срок дают!
Да все забываю написать... помоему даже у Вас читал про сталинские полосы лесо -насаждения, так вот часть из них что идут по Оренбургской области сажал мой дед, он в конце 30-х был председателем совхоза, я помню что он мне показывал эти полосы и очень гордился, был общероссийский план, иначе там такие ветра что и зимой со степи землю сдувают. Я помню с детства в Оренбурге, это назывался пыльный дождь, или что то типа того, появляется туча, ветер, все думают что будет дождь, ан нет, одна пыль, да не дай бог окна не закрыть, ходишь потом а под ногами земля скрипит, а наподоконнике цветы сажать можно!

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-12-01 03:28 pm (UTC)(link)
Не исключаю, что где-то глина - это пыль, утрамбованная влагой дождей. Если принять сдвиг полюсов, то при этом должны возникнуть ветра огромной силы, которые где-то срывали грунт, при этом перемалывая его и он выпадал в других регионах. Где-то была волна с океанов. В общем, эту мысль/версию нужно развивать.

[identity profile] vaduhan-08.livejournal.com 2014-12-01 09:30 pm (UTC)(link)
438004
437992
132453
132251 Нашел фото большого сырта в оренбургской области и очень удивился, хотя я там сто раз был а с такого ракурса не смотрел - волнообразные холмы и "эрозия берега", за одно нашел кучу разных других сыртов тоже очень интересно, надо узнать что значит сырт

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-12-02 01:50 am (UTC)(link)
Деревьями просторы не заросли. Видимо, тоже что-то с соленостью почвы. Очень напоминает Хакасию.
В последние лет 20 у нас в Сибири стали сильно зарастать поля. Это по большей части связано с запущением: не пашут, не косят сенокосы. Но может быть, еще один фактор - это поверхностный слой все больше освобождается от соли, т.к. она вымывается с дождями?

[identity profile] vaduhan-08.livejournal.com 2014-12-02 08:05 am (UTC)(link)
Да не просто соленые почвы, в Соль-Илецке, а это совсем рядом союзный курорт бальнеологический, там соляные шахты,солено-грязевые озера, грязь же эта под слоем земли от полуметра, люди за оградой курорта где деньги за это берут, раскапывают руками ямки такие и там в грязи полощатся. Я когда грязи принимал всегда странное ощущение, что в говне динозавров сидишь, а вот сейчас думаю что и не динозавров, а в не совсем переваренных предках, кстати эта грязь здорово пробирает, долго сидеть нельзя, а то плохо будет!!!

[identity profile] vaduhan-08.livejournal.com 2014-12-02 08:22 am (UTC)(link)
p1ef7e1ebd877814da6821c792880d0c3w800h800
24991463
8682
3
0_33f67_5036a437_XL
201109291450-02Вот нашел фото из соль-илецка, тут и старый террикон, и шахты современные, и соль везде с грязью. Судя по старому террикону здесь и раньше что то добывали а после потопа сюда стекалась вся соленая вода и органика гниющая, вокруг почти пустыня, деревья только около пресной воды растут. А не далеко в 20км есть как и положено хорошая воронка все хочу туда заехать да все не досуг

[identity profile] sibved.livejournal.com 2014-12-02 09:00 am (UTC)(link)
Интересные места. Всегда было интересно - почему в грязевых озерах ее столько. Откуда столько недогнившей органики с илом? У нас в крае есть о.Плахино - со всей страны за грязевыми ваннами туда едут. Хотя место дикое. А все из-за того, что Астафьев в свое время по центральному (еще советскому) ТВ про него в док.фильме обмолвился.